
Двое моих сыновей уже закончили школу, а самый младший пойдет в школу через год, поэтому сейчас у меня два школьника — в 5 и 3 классах. Самый возраст, когда запустить учебу очень легко, а наверстать потом будет трудно.
Программа в школе постоянно меняется и усложняется, и я не открою никаких секретов, если скажу, что ребенку, особенно в начальных классах, очень трудно выполнить задание самому. Приходится не то что контролировать, а и помогать, делать уроки вместе.
Все дети очень разные. Со старшим сыном я вообще не делала уроки. Он сразу рьяно взялся за учебу, с 1 класса был самостоятельным, мне не приходилось его даже проверять. Со вторым сыном было не так. У него такой характер, что его нужно подталкивать и направлять. Если не сидеть с ним рядом, то он быстро отвлекался на какое-нибудь другое занятие. Третий опять оказался самостоятельным, редко когда попросит подсказать, как решается задача, или помочь с докладом — все сам. С четвертым сидим, делаем уроки вместе. Попробовала дать ему свободу, но он так запустил английский, что потом долго приходилось расхлебывать.
Это на самом деле зависит от характера и от возраста. Когда нас на родительских собраниях в 10-11 классах просили проверять «домашку» у своих детей, меня это удивляло. В таком возрасте человек уже достаточно взрослый, чтобы осознавать значимость учебы и учиться самостоятельно. А вот пятиклашка еще не понимает, что когда-нибудь ему придется работать, перед этим получив образование, и от того, как он будет учиться в школе, зависит, какой вуз, профессия, работа и достаток у него будут.
Ребята не стесняются спрашивать меня, если что-то не поняли на уроке, и я объясняю — благо, сама в школе училась хорошо. Сейчас в начальных классах задают очень много докладов, творческих проектов. Чтоб выполнить их, нужно пользоваться интернетом — тут я тоже помогаю. Родительская помощь нужна и важна, хотя основную часть работы ребенок должен делать сам. Родитель же подскажет, направит, поможет.
Вот, представьте, ребенку дали задание, которое он не понял, не может сам выполнить, не знает, с чего начать, а с него требуют результатов. И это задание висит над душой тяжким грузом. Стресс? Стресс. И этот стресс накапливается. Очень важно, чтоб ребенок знал, что у него есть старший друг, к которому он может обратиться за помощью. Хорошо, если этот друг — его мама или папа.
У каждого ребенка есть свой график, в который мы с ними ежедневно ставим баллы
Вряд ли семилетний ребенок осознает, что ему когда-то понадобится вся эта учеба. Для детей их будущая взрослая жизнь кажется далекой, даже фантастической. Поэтому вдохновить их словами «тебе это понадобится в будущем» не получится. Но заинтересовать тут можно по-другому.
Я сейчас провожу дома маленький эксперимент, который лично мне кажется интересным. У каждого ребенка есть свой график, в который мы с ними ежедневно ставим баллы. Не только за учебу, но и за разную работу по дому, даже за то, что почистил зубы. Если говорить только про учебу, то, допустим, за пятерку он получает пять баллов, за четверку — два, за двойку — минус десять, тройку не оцениваем вообще. Дальше, что мы делаем с накопившимися баллами? Мы их тратим! Мы заранее обговорили, как будем делать это летом, когда у меня будет отпуск, и обсудили «расценки»: к примеру, сходить в пиццерию — 100 баллов, в аквапарк — 500 баллов, в парк аттракционов — 50 баллов за каждый и т. п. Так, в игровой форме, но с пользой дети «зарабатывают» себе на развлечения. Это стимулирует тщательнее выполнять домашние задания, чтобы получать хорошие оценки. Хочу сказать, что с тех пор, как мы начали эксперимент, двоек вообще не было, а пятерок и четверок стало больше.
А вот платить за оценки деньгами, на мой взгляд, не стоит. Казалось бы, моя система баллов схожа с денежным поощрением, но уже то, что в обсуждении мы пользуемся словом «баллы», а не «рубли», значит очень много.
Старшеклассникам уже нужно объяснять, что от учебы в школе зависит их дальнейшая жизнь. У меня есть пример, о котором я часто рассказываю знакомым. У моего старшего сына в 9 классе к середине учебного года была очень слабая тройка по химии. С самого начала он что-то недопонял, вовремя не спохватился, запустил — и вот результат. С выбором профессии у него тоже было неясно, а учителя уже тогда давили: нужно определяться с ОГЭ, нужно решать, какой предмет важен для поступления, и начать на него «нажимать». На зимних каникулах сын лечил зубы, и ему так понравилось, что он решил, что хочет стать стоматологом. Я была в шоке: «Кем? С твоей тройкой „за красивые глазки“?».
А он взял учебники по химии и за зимние каникулы восстановил пробелы в знаниях за весь период, что они прошли. Сам, без репетиторов. Пришел в школу с каникул и объявил учительнице, что будет сдавать экзамен по химии. Сказать, что та была поражена, — это ничего не сказать. Она отговаривала его, даже звонила мне, но он уперся. Ну, чего, сдал на пятерку. Правда, за два следующих года передумал быть стоматологом, но в аттестате за 11 класс по предмету стоит «пять».
Если случается, что у старших есть время, желание и терпение, чтоб все объяснить младшим, то я очень рада. Здорово, когда старшие помогают младшим, но я не заставляю и не вношу это в их обязанности. Более того, меня не всегда это устраивает, потому что часто их помощь заключается в «давай, лучше я за тебя сделаю!». Им же неинтересно сидеть и объяснять: гораздо легче самому быстренько сделать то, что умеешь. А мне важно, чтоб ребенок понял и в следующий раз справился сам. Поэтому я не считаю, что нужно заставлять.
Я отпускаю контроль постепенно. Вижу, что сын-третьеклассник хорошо справляется с математикой, — и теперь он делает ее сам, я даже не проверяю, поскольку знаю, что у него получается. Даже если он сделает ошибку в примере — не страшно. Главное, чтоб понял тему. К своим ошибкам стоит относиться терпимо, и этому детям тоже нужно учиться. Невозможно существовать без ошибок, невозможно прожить жизнь сначала на черновую, а потом набело.
А вот, например, английский без меня сын пока не может делать. Русский тоже надо проверять, потому что он быстро списывает упражнения и считает, что долг выполнен и совесть его чиста. Но даже когда контроль я отпускаю полностью, ребенок все равно знает, что в любое время может обратиться ко мне за помощью.
Я им желаю терпения. Оно очень пригодится. А еще — мудрости. Очень важно не испугать ребенка, когда он только начал учиться, не вызвать у него отвращение к учебе. Не надо кричать и наказывать, если у него что-то не получается: он же еще только учится. Не нужно стремиться сделать из него отличника и требовать пятерок. Все дети разные, у всех разный характер. Кто-то стеснительный и боится отвечать у доски, даже если хорошо подготовился; кому-то снижают оценки из-за плохого почерка, но почерк отображает характер, настроение, темперамент, даже заболевания. Да и вообще, пятерки не показатель того, что дальнейшая жизнь будет удачно складываться. Главное — вырастить хорошего человека.
Обсуждение материала
Оставить комментарий